История хрусталя.

Термин «хрусталь» - это русифицированная форма греческого слова «кристаллос» - лед. Позднее кристаллом стали называть прозрачный кварц (горный хрусталь), считавшийся когда-то сильно затвердевшим льдом. Аналогии с искрящимся льдом не случайны: хрусталь это свинцовое стекло, обладающее особым блеском и чистотой. Неповторимое сияние хрусталя достигается за счет преломления света в его гранях. Хрусталь схож с бриллиантом – его чистота определяется качеством материала, а также совершенством огранки.
История хрусталя началась до некоторой степени случайно. В 1615 году английский король Якоб I ввел запрет на использование древесины в производстве, кроме судостроения, и владельцы стекольных заводов были вынуждены использовать угольное топливо. Оказалось, что в угольных печах стекло «обесцвечивается», приобретая особую прозрачность. С тех пор стекольщики начали активный поиск методов окончательного обесцвечивания стекла, и в 1676 году была создана оригинальная рецептура смеси стекломассы с оксидом свинца. При добавлении этого соединения стекло приобретает совершенно новые свойства: прозрачность, блеск, мелодичность звона, прочность. Полученное стекло по своим декоративным свойствам напоминало ограненный кварц, поэтому и получило название «хрусталь».
Сегодня хрусталем называют стекло, содержащее в себе от 6 до 36% оксида свинца. В современном производстве наряду с оксидом свинца используются оксиды бария и цинка, обладающими схожими свойствами. Условно принято разделять хрусталь на три группы в зависимости от химического состава. Если стекло содержит не менее 10% оксидов, то оно считается хрустальным стеклом, если содержание оксида свинца от 18 до 24%, то перед нами малосвинцовый хрусталь, если же оксида свинца от 24 до 36%, то мы имеем дело с дорогостоящим высокосвинцовым хрусталем. Соответственно содержанию достаточно дорогого оксида свинца повышается и цена на изделия из хрусталя.
Хрусталь – очень мягкий материал, поэтому традиционной для хрусталя обработкой является алмазная грань, которую наносят вручную при помощи быстро вращающихся кругов из синтетического алмаза, а затем полируется с помощью подогретых химических кислот.
Кроме хрусталя ручного изготовления существует также прессованный хрусталь (еще его называют штампованным). В современном мире с промышленными масштабами изготовления хрустальных ваз, бокалов, рюмок и стаканов может справиться только машина. Вещи, изготовленные ею похожи друг на друга как две капли воды – в этом, по мнению знатоков хрусталя, главный недостаток прессовки, тогда как каждое изделие ручной работы даже в одном наборе рюмок имеет небольшое, иногда едва заметное отличие от другого (что является признаком качества, а не недостатком). Предметы, выполненные методом штамповки, блестят, переливаются и звенят не хуже предметов ручной работы, прессовку выдаст только цена: она в 5- 10 раз ниже, чем hand made.
Хрусталь, покрытый алмазной гранью, цветными эмалями и золотом в сочетании с талантами мастеров уже несколько веков является непременным атрибутом сервировки стола и оформления интерьера.